Криминальное топливное эльдорадо Ленобласти
Tags: транснефть
Последние новости |
Сегодня одна из самых острых проблем российской нефтяной отрасли – это хищение, как сырой нефти, так и нефтепродуктов.
По оценке экспертов, общие потери нефтяных компаний и государства при транспортировке оцениваются в колоссальную цифру – до 10 миллионов тонн сырой нефти и нефтепродуктов в год. Специалисты утверждают, что масштабное хищение нефтепродуктов – это целый криминальный бизнес с оборотом в сотни миллионов долларов, в который вовлечены тысячи людей.
Как отмечают специалисты, пик хищения в настоящее время переместился в Ленинградскую область. В частности, по территории Ленинградской области проходит продуктопровод «Север», принадлежащий государственной монополии «Транснефть», по которому прокачивается на экспорт около 10 миллионов тонн высококачественного дизельного топлива, соответствующего требованиям Евро-5.
Статистика по области выглядит следующим образом: если в 2012 году было обнаружено 24 врезки, то в 2013 – уже 43, рост на 88%, а в 2015 – уже 68. В этом году, который еще не закончился, уже выявлено столько же.
О процветании «дизельных бутлегеров» можно судить по количеству нелегальных АЗС, которые, опять же, по экспертным оценкам, составляет почти 25% от числа официальных. Нефтяная мафия настолько обнаглела, что открыто рекламирует свои услуги. Если на соседней АЗС цена на дизтопливо 36 рублей, то на этой, явно нелегальной, расположенной в считанных метрах от оживленного проспекта Энгельса в городской черте северной столицы, вам продадут солярку всего по 29 рублей и даже сделают скидку, если будете брать большую партию. Продавцы совершенно ничего не опасаясь, спокойно приводят покупателей к бочкам-заправкам, демонстрирует качество товара. Таких нелегальных заправок в городе и области десятки, если не сотни.
Характерно, что с эта бойкая торговля идет у всех на виду. Мы спокойно сделали контрольную закупку – никаких проблем. Нам спокойно предоставили сертификат на дизтопливо. Смутило то, что документ почему-то выдан был в Ярославле. Но дальше начались странности. Мы попытались получить документы на крупную партию топлива для перевозки в соседний район. И возникла пауза. Мы подозреваем, что здесь и возникает проблема – невозможно продавать топливо со скидкой почти в 25% и соблюдать все законные требования. Ну нет, кроме трубы, других месторождений дизтоплива в Ленобласти. Встает вопрос – а как же без документов перевозят топливо? С учетом террористической угрозы, борьбы с коррупцией правоохранительные органы находятся в постоянной повышенной готовности. По крайней мере нас так убеждают. А тут целый крупномасштабная торговля пожароопасными продуктами существуют как в параллельном мире – никто не замечает. Не хочет обращать внимания на эти заправки ни Ростехнадзор, ни МВД, ни Росприроднадзор, ни прокуратура, ни всевидящее око ФСБ. Например, недалеко от Мурманской трассы Р41 в окрестностях поселка Синявино Кировского района Ленинградской области расположена очередная точка реализации дизтоплива и поблизости, в нескольких километрах, расположен пост ДПС. Тут практически любой житель подскажет, где найти нелегальную АЗС. Трудно поверить, что автоинспекторы не знают о происходящем у них под боком. С нашей точки зрения, в этом и кроется секрет такой наглости криминала. С ними попросту, за исключением «Транснефти», никто не борется должным образом.
В области широко обсуждают случай, когда сотрудников одного из районных ОВД уволили за то, что они стали слишком активно расследовать хищение топлива на продуктопроводах. Более того, все заинтересованные ведомства области, когда мы обратились к ним с просьбой прокомментировать эту ситуацию, ушли в глухую оборону. В природоохранной прокуратуре, получив наш запрос на интервью, вдруг перестали отвечать на телефонные звонки. В Ростехнадзоре, хоть и ответили, но наотрез отказались давать интервью. Пошли на разговор только в местном Росприроднадзоре, причем, чиновники согласились, что проблема уже вышла на критический уровень.
Гульнара Гудулова, помощник начальника по работе со СМИ Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, отмечает, что масштабы потрясают… Это мощная преступная организация.
Однако, при этом общая позиция ведомства, более, чем странная. Дело в том, что бандиты, делая врезки, совершенно не заботятся о сохранении технических норм и в итоге любая такая врезка рано или поздно приводит к разливам нефтепродуктов, за которые штрафуют владельца трубопровода – государственную компанию «Транснефть». С точки зрения здравого смысла - это трудно объяснить, выходит так – «Транснефть» государственная контора, и одна государственная контора штрафует другую государственную контору за то, что их обворовали.
Вадим Иванов, заместитель начальника отдела Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу, попытался даже обосновать эту позицию ведомства: «По Федеральному закону №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», магистральный нефтепродуктопровод – это опасный производственный объект. И данным законом, на лиц, которые осуществляют его эксплуатацию, возлагаются определенные обязанности, в том числе, не допускать проникновение посторонних лиц на такой объект».
Гульнара Гудулова с ним солидарна: «Что касается «Транснефть-Балтика». Это образование юридического лица. У нас, в законе об охране окружающей среды есть соответствующая формулировка – «если деятельность предприятия не может вестись безопасно для окружающей среды способом, то данное предприятие должно приостановить свою работу».
Ситуация, мягко говоря, абсурдная. Сначала, государство в лице «Транснефти» обворовали, потом за это же еще и оштрафовали, затем еще и обязывают ликвидировать ущерб. То есть, государство наказали даже не дважды, а трижды. Вывод из всего увиденного нами сделать не сложно. Понятно, что проблема сложная, копилась годами и решить ее в одиночку без помощи заинтересованных ведомств одна «Транснефть» просто не в состоянии. А как мы видим даже из этого репортажа, чиновники любыми способами пытаются переложить ответственность друг на друга, и по-прежнему не работают комплексно над этой проблемой. И здесь мы пока даже не говорим о позиции питерской полиции. Она, мягко говоря, странная.
Здесь же надо добавить еще один факт – указанный продуктопровод «Север» - это полностью экспортные поставки. Только за 2015 год недостача прокачанных нефтепродуктов в денежном эквиваленте составила 153 миллиона рублей, а в 2016 – уже 240 миллионов рублей, а с учетом ликвидации технологического и экологического ущерба, убытки составят более полумиллиарда рублей! И допуская такие объемы воровства, наносится прямой ущерб по репутации всей страны в целом. И это при очень сложной внешнеполитической конъектуры, когда против нашей страны идет информационная война.
Мы задаем вопросы губернатору Ленобласти Александру Дрозденко, главе Главного Управления МВД по Санкт-Петербургу и области Сергею Умнову, исполняющему обязанности Прокурора Ленинградской области Магомеду Дибирову, начальнику Управления ФСБ России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Александру Родионову и Главе Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному Федеральному округу Олегу Жигилей:
Почему борьбу с преступниками подменяют межведомственной борьбой?
Кто культивирует преступный бизнес в области?
В чем причина подобного отношения к воровству из трубы?