НА ДНЕ ГРЯДУЩЕМ (12.08.2009)
На контроле! |
Материал взят на депутатский контроль 12.09.2009
Ответственный - Васильев В.А.
12.08.2009
НА ДНЕ ГРЯДУЩЕМ
Газета «МК в Красноярске»№ 34 (19 - 26 августа) 2009 года
Маргарита Баранова
Эти лица - до сих пор перед глазами. Хотя видела их недолго. Хотя прошло со дня командировки в поселок Болтурино Кежемского района больше двух недель. Вернулась в Красноярск с чувствами, которых не передать. Самое сильное, если облечь в форму: так нельзя обходиться с людьми. В зоне строительства ГЭС несправедливость и бардак - характерные черты российского жизнеустройства - достигли апогея.
15 часов автобусом от Красноярска до Кодинска - мелочь по сравнению со ста километрами странной дороги от райцентра до поселка Болтурино. Межпоселковая «магистраль» - сумасшедший микс: то заплаты из плит, то отсыпанные куски. Поскачешь на плитках, глянешь вперед, а там - «мальчики кровавые». Это безвестный строитель прочертил пунктир среди леса красными камешками.
«Что вы хотите? В поселке столбы валятся, неделями света и связи нет, - безмятежны хозяева этих мест, мои провожатые - отец и сын Малясовы. - Ремонтировать кто будет, если деревня вот-вот уйдет под воду? Так, подправят маленько... до порыва ветра»...
К слову, я и еду затем, чтобы понять, сколько народу ожидает обещанного 30 лет назад «вот-вот». В 2010-м Богучанская ГЭС, которая хоть со скандалами, но строится, станет надгробием для одиннадцати населенных пунктов Кежемского района. Болтурино выбрано редакцией потому, что оттуда в июле поступило несколько более чем тревожных звонков. Например, сообщали, что молодых переселили, а ветеранов войны, воинов-интернационалистов, то есть людей, имеющих право первой очереди, «бросили». Народ ропщет: специально ждут, когда мы умрем, чтоб «квадраты» не выделять, бюджетные средства сэкономить. Или, к примеру, спрашивали, какой статус имеют переселенцы, сколько положено квартир семье из трех поколений, дадут ли в городе огород... Вопросы такие, что задумаешься: а есть ли в деревне, в районе власть, обязанная информировать население?
Теоретически - есть. В «Плане по переселению» (подготовлен Центром по экологической оценке «Эколайн» и SE Solutions (South Africa)) прописана четкая схема: губернатор - Департамент планирования и экономического развития края - ГУ «Дирекция по подготовке и затоплению ложа водохранилища Богучанской ГЭС» - администрация Кежемского района - сельские администрации. Три последние инстанции обязаны консультировать, урегулировать конфликты, принимать участие в перемещении. Причем принцип открытости требует заблаговременного предупреждения и непосредственного обсуждения с гражданами вариантов переселения.
А на практике?
Вышеназванная дирекция создана еще в 90-е годы прошлого века. При ней работали общественные жилищные комиссии, состоящие из поселковых жителей, выбранных на сходах. Они принимали непосредственное участие в переселении. В XXI веке рекомендация создать в каждом населенном пункте информационный центр с полными данными так и осталась благим пожеланием. Забегая вперед, скажу: единственная мизерная бумажка, касающаяся животрепещущего вопроса переселения и обнаруженная мной в «Уголке информации» Дворецкого сельсовета (п. Болтурино), - план сдачи домов на 2007 год. Зато во всю ширь размахнулся красочный плакат «Развитие АПК». Агропромышленного комплекса в Нижнем Приангарье нет. За день, проведенный в поселке, мне встретилась одна недорезанная по какой-то причине корова.
ХХХ
Сибиряка красивой природой не удивишь. Но здесь, на Ангаре, она исключительная. Как тигр из клетки, рвется на проселочную дорогу зелень. Ей, занявшей километры вокруг, не хватает места, жаль затоптанного человеком пятачка. Смотрю на буйный, здоровый лес, на зайцев, то и дело снующих через дорогу, и стараюсь не думать, что все это через год-два станет дном великого промышленного проекта; сном старожила, оттесненного «гидрой» в город.
«Зверя строители распугали, уходит зверь, - доносится голос попутчика. - Волки с голодухи отчаянные стали». Вспоминает драму.
Зима. Два мужика идут по поселку. Навстречу несутся пять волков. «Дичь» за минуту взбирается на лысый телеграфный столб. Стая садится вокруг и воет. Сидят мужики невесть сколько, неудержимо сползая вниз... Трагедии не происходит по счастливой случайности: клыкастых санитаров леса отпугивают шум и фары редкой здесь машины.
...Хорошее свойство плохих дорог - они кончаются.
Болтурино, очень красивая деревня, скатывается вниз, к самой по-детски чистой Ангаре. Гнилых развалюх не видно. Дома крепкие. Но каждый второй заколочен. Огороды запущены - часто даже у тех, кто продолжает здесь жить. Им обещали: летом справят новоселье в городе. А теперь выясняется, что дата переселения открыта.
Из буйных зарослей, стоит приблизиться, возникает собачья морда. Столь тощих, голодных псов в городе не встретишь. Красноярский Дружок если и возьмет кусок булки с руки, то из вежливости. Болтуринские хранители заколоченных изб невыразимо жалки. Я впервые видела, чтоб собака так набрасывалась на галеты (ничего другого в моем рюкзаке не нашлось).
Псам нет места в городских квартирах. Верные сторожа этих мест, как настоящие капитаны, уйдут под воду вместе с кораблем «Болтурино».
ХХХ
- Анна Павловна, здравствуйте. Как вы себя чувствуете? - осторожно подхожу к кровати, где лежит - не спит и не бодрствует - сухонькая старушка.
Но бабушка, 86-летний ветеран войны и труда, застряла между небом и землей.
- Она еще в прошлом году чего-то хотела, в сельсовет ходила. А сейчас угасает, - говорит дочь Алевтина Николаевна. - Когда ей было лет семь, семью сослали в эти края. В войну она работала в колхозе. Потом деревню, в которой они жили, закрыли. И в 1962 году переехали мы в Болтурино. И здесь нам жить не дают. Но это переселение, наверное, хуже раскулачивания.
В старом доме с мебелью, сделанной дедом в 40-х годах, живут четыре поколения: прабабушка-ветеран, Алевтина, сын Рома с женой и малюсенькой дочкой. Воду из водокачки по дворам развозит машина образца 70-х (32 рубля за бочку). Зимой она то ломается, то застревает. Стирать, мыть приходится талым снегом. В доме чисто, но он вопиет о ремонте.
- Мы эту зиму с бабушкой кое-как пережили, спали в чем есть, только валенки снимали. Как следующую переживем - не знаю, - качает головой Алевтина Николаевна. - Если бы не было этой ГЭС и бардака, с ней связанного, мы бы жили. Но порядка никакого нет - нигде и ни в чем. Больницы нет, аптеку закрыли. Надо лекарство - идешь к фельдшеру, и когда она соберется в Кодинск по своим делам, тогда выполнит заявку. Может, через день, а может, через неделю. Я получаю льготные лекарства, так мне надо жить в райцентре по два-три дня: анализы сдать, дождаться результатов, выписать рецепт.
Документы на выделение квартиры семья подала в конце 2006-го. Пункт 8 ст. 5 Закона «О внесении изменений в Закон края «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления Богучанской ГЭС» гласит: «В первоочередном порядке жилые помещения предоставляются гражданам, фактически проживающим в жилых помещениях, указанных в статье 2 настоящего Закона, и относящимся к следующим категориям: а) ветераны Великой Отечественной войны»...
Алевтина Николаевна с весны-2009 униженно просит чиновников о том, что положено по закону: скорее дать квартиру матери! Принимая во внимание ее заслуги перед Родиной, «рассмотреть возможность предоставить жилье большей площадью». И получает сухие отписки-пощечины. «Согласно представленным документам, у семьи заявителя лиц, страдающих хроническими заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание, нет, - невпопад отвечает руководитель дирекции и согласительной комиссии г-н Навродский. - Жилое помещение будет предоставлено на условиях и в порядке, установленных законом, из наличия в жилом фонде».
Достойный ответ наследников, которые делят сейчас бюджетные миллионы, квадратные метры, госзаказы, - тем «старым глупцам», что думали сначала о Родине, а потом о себе.
NB
Кампания по переселению из Болтурино - сущий детектив, вызывающий вполне определенные ассоциации: беззаконие, коррупция... К примеру, в домах, хозяева которых получили квартиры, сельсовет регистрирует новые семьи. Или - в поселке, который уйдет под воду, спешно достраивается казенный гараж - за бюджетный счет.
Об этих и других «чудесах» читайте в ближайших номерах «МК».
Маргарита БАРАНОВА.
№ 33 (12 - 19 августа) 2009 года
19.08.2009
http://www.mkkras.ru/news/more.2019.html
НА ДНЕ ГРЯДУЩЕМ
Корреспондент «МК» побывал в зоне затопления БоГЭС. Результаты краткой экскурсии ошеломляют
Перефразируя графа Толстого, почти каждая простая семья в зоне затопления Богучанской ГЭС несчастна по-своему. И речь идет не о социальной катастрофе, не о том, что кто-то не хочет покидать рыбную Ангару и ягодную тайгу (переселяют-то в города, в тесные рамки квадратных метров), а кто-то, наоборот, боится умереть, так и не увидев чуда: воды, льющейся из крана. Суть драмы «Прощание» заключается не в неизбежности судьбы, а в ее неопределенности. Дома в поселке не ремонтируются, инфраструктура не обновляется - мы убедилась воочию. Свет и связь отсутствуют неделями - дозвониться, чтобы уточнить детали, фамилии, не удавалось по нескольку дней. Между тем десятки семей старожилов сидят на чемоданах, не зная, когда их судьба решится. Обида и непонимание переселенцев (вынужденных по сути, добровольных по закону) сопровождают всю процедуру от подачи документов на предоставление жилья до заселения. «Ситуация аморальная!» - коротко характеризуют жители Болтурино переселение, за которое ответственна государственная власть.
Новоселье кежмарей регламентировано Законом края «Об условиях и порядке предоставления жилых помещений гражданам, подлежащим переселению из зоны затопления БоГЭС», принятым в октябре 2007 года. В марте 2008-го в него внесены два уточнения. Обозначен список из 11 категорий льготников, имеющих первоочередное право на квартиру - от ветеранов ВОВ до семей граждан, достигших 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины). Определена очередность закрытия поселков: чем ближе к плотине, тем быстрее территория должна быть «зачищена» от людей и строений. В первой тройке поселков - Временный, Проспихино и Болтурино.
Из Инвестиционного фонда РФ выделяются миллиарды, из краевого бюджета - миллионы на подготовку ложа затопления БоГЭС. Министерство инвестиционной политики края осуществляет имущественное, инфраструктурное, финансовое, ресурсное сопровождение проекта. ГУ «Дирекция по подготовке и затоплению ложа водохранилища БоГЭС» ответственна за детали: переселение, оформление документов, санитарную очистку территории, разрешение возникающих споров и прочее. С дирекцией плотно работают жилотдел кежемской администрации и сельские советы. Следит за законностью происходящего и расходованием средств как минимум прокуратура района (в дирекции меня уверяли: задействованы все силовые ведомства, вплоть до ФСБ).
Казалось бы, схема ясна. Есть стратеги, есть тактики, хватает контролеров. Но... Вот факты, которые «МК» стали известны при ближайшем знакомстве с ситуацией.
ХХХ
По данным дирекции, на 1 января 2007-го в зоне затопления были зарегистрированы 4 128 человек. На 1 января 2009-го – уже 4 735. На фоне всеобщего, как утверждает краевая статистика, вымирания в поселках-призраках прибавилось 607 жителей. Только в прошлом году прирост составил 6 % (примерно 250 человек), в первом квартале 2009-го - не менее 5 %! Насколько этот процесс естественный и законный? И кого регистрируют местные сельсоветы?
«Списки засекречены. Мы не можем узнать, кто регистрируется, кто в какой очередности и куда переселяется - ни в сельсовете, ни в дирекции. Можем - только лично о себе, - проецирует глас народа местная жительница Надежда Шешина. - Хотя я рассуждаю так. Сейчас каждый хочет, как говорится, обогатиться за счет государства. Засекречено - чтоб мы не видели, что кто-то за счет нас квартиры получает?».
В Болтурино, где население за полтора года пополнилось 49 душами, мы нашли пару домов (по слухам - их больше), хозяева которых получили квартиры по программе переселения. Теперь эти дома... заняты новыми хозяевами. (Например, по ул. Советской, 2 с согласия дирекции зарегистрирована семья сына главы сельсовета Зои Моисеевой). Хотя, по закону, освобожденная площадь должна быть сдана дирекции и снесена. Еще довелось услышать чудесную историю бабушки местной паспортистки - супруги участкового милиционера. Когда началась кампания по переселению, старушку привезли в Болтурино и зарегистрировали. Живет она с семьей внучки, но - улыбаются земляки - ее пенсия и субсидии оформлены на адрес дома, освобожденного переселенцами.
«Чудно дядино гумно: семь лет урожая нет, а мыши водятся», - приходит на ум меткая - сибирская, кстати - пословица. Расселение членов семьи - выгодное дело. Регистрация дает право на отдельное жилье вне зоны затопления. Семьи, зарегистрированные вместе, хоть четыре поколения в одних стенах, получают одну квартиру на всех.
«Регистрация кровных или близких родственников (дети, братья-сестры, супруги, бабушки-дедушки) в зоне затопления не запрещена законом, - объяснила «МК» начальник отдела по переселению дирекции Ирина Гусева. - Запретить прописку не можем - в соответствии с Конституцией».
...Впервые на моей памяти должностное лицо ссылается на основной закон. Обычно функционерам хватает внутриведомственных инструкций. То, что в поселках, которым по плану остался год жизни, не запрещены ни регистрация, ни строительство, - наталкивает на размышления. Возможность для коррупции, злоупотреблений, сомнительных операций с недвижимостью любезно предоставлена законодателем. Грех не воспользоваться…
ХХХ
«Известны ли вам случаи, когда в домах, хозяева которых получили квартиры по программе переселения, Дворецкий сельсовет (п. Болтурино) повторно регистрировал других, и теперь они тоже имеют право на жилье?» - спрашиваю Ирину Гусеву.
И.Г.: Ранее, когда велось переселение с применением Гражданского кодекса, давалось согласие на замену жилья гражданам, проживающим в ветхих домах. Составлялось трехсторонне соглашение: поссовет, дирекция, семья. Сейчас мы эту практику прекратили.
МК: Известно ли вам о фактах, когда сотрудники сельсоветов расселяют своих родственников по разных домам, чтобы в дальнейшем получить несколько квартир на семью?
И.Г.: Сигналы поступали, да. Вопрос регистрации по месту пребывания находится в компетенции муниципальных образований, и если собственник дает согласие на регистрацию, мы не можем этого оспорить. Мы формируем реестры жителей и отправляем на проверку в силовые структуры. Законом это не предусмотрено, но есть соответствующая договоренность между министерством и силовыми ведомствами - с целью социальной справедливости. Если выявляются нарушения, претендентов исключают из реестра. Сами мы никаких мер принять не можем. Все отправляем в прокуратуру. И если они найдут...
К слову, вопрос «МК» «находят ли», пока остается без ответа. Прокуратура Кежемского района медлит. Но мы терпеливо ждем.
ХХХ
Разумеется, не для всех ссылка из родных мест выгодна и желанна. На сходе женщин Болтурина услышала анекдот. Супруги Малясовы официально разведены 10 лет назад. Но расселиться не могли: в поселке не было свободных домов. Экс-муж перебрался в летний домик-кухню. Свидетельство о расторжении брака на сотрудниц дирекции не произвело впечатления. Бывшим родственникам предложили небольшую квартиру, «разбить» которую без ущерба для одного из членов семьи невозможно.
- Это не по-человечески: я давно в разводе, а его опять ко мне подселят! - примерив ситуацию, развела руками одна активистка.
- Ну и будете опять любиться! - прыснули рядом.
- До убийства! Тогда разделят!
- Не-ет, забивать надо на старом месте...
Юмор спасает людей от формализма, бездушия тех, кто берется вершить их судьбы.
Другой пример. Сын Аксеновых и дочь Семеновых сыграли свадьбу два года назад. «Просили выделить нам квартиру в свободном доме. Ответили: нельзя, из дома жителей выселили, выписали, и его перечеркнули, - рассказывает молодая жена Катя. - Так мне объяснили, и я со спокойной душой ушла. А потом узнаем: туда прописали других людей!» «Аксеновы выбрали Минусинск, мы - Ачинск, - говорит мама Кати Надежда. - И куда ребенка прописывать, который будет? Мы разные семьи, а они нас в одно! Мы писали в дирекцию. Ответ: «Аксенов получит жилье с Аксеновыми, Семенова - с Семеновыми». Обращались к депутату Симановскому, тот переслал нашу просьбу в министерство инвестполитики. Оттуда сообщили, дескать, таких, как вы, много, и мы когда-нибудь разработаем такой закон, который всех удовлетворит. «Получатся, они семью разделяют?» - не понимает «большой политики» Катя.
«У меня четверо взрослых сыновей, 34-х, 32-х, 28 и 27-ми лет, - рассказывает Нина Аксенова. - Двое официально женаты. А нам предлагают одну квартиру на всех! Сын отслужил в Чечне, имеет медаль. Больше девяти лет стоял в очереди на улучшение жилищных условий. В результате ему дают квадратные метры как переселенцу, и он теряет право на квартиру как ветеран боевых действий! Я обращалась за помощью в прокуратуру. Мне ответили: пишите в дирекцию. Почему наши интересы никто не защищает? Ведь это не наша вина, что нас отсюда выгоняют!».
Становится не по себе, когда одна из собеседниц делится ощущениями: «Мы для них скот, который гонят с приглянувшегося хозяевам пастбища».
ХХХ
Замначальника жилотдела районной администрации Александр Потапов на мои «почему» тоже послал… в дирекцию. Но посетовал: «Или пусть вводят ограничения на регистрацию, или ускорят процесс переселения. При переселении обязателен снос. Но жилье снова сдается в сельсоветы. И сельсоветы сегодня - как президенты».
Санитарная очистка территории - зона ответственности все той же всесильной структуры, дирекции. Однако снос пустующих домов, целых заброшенных поселков, как мы выяснили, намечен лишь на следующий год. Почему - пояснил начальник отдела саночистки Валерий Бажанов: «Проектно-изыскательские работы прошли, но проект санмероприятий только отправлен и еще не получил заключения Госэкспертизы. Средства на выполнение работ не выделены. Только после того как мы получим результаты госэкспертизы - положительные, могут быть и отрицательные, - пройдет аукцион, появится подрядчик, и начнутся работы по сносу».
Впрочем, 50 млн рублей федерация на саночистку в 2009 году выделила. По словам Бажанова, чтобы использовать их, дирекция вычленила из общего - неутвержденного - проекта ту часть работ, которая не требует госэкспертизы. Например, снос нежилых зданий, помещений почивших организаций. Подготовили соответствующие документы. Направили на согласование в Министерство инвестполитики края. Ответа нет: у чиновников сезон отпусков. Еще пара месяцев, и освоить средства в территории, приравненной к районам крайнего севера, будет технически проблематично...
P.S.
Многоточие - самый верный знак препинания, который можно поставить в конце этой статьи.
Например, нам пока неясно, хотя очень хочется знать, сколько бюджетных средств и как освоено в зоне затопления БоГЭС. (На подступах к Болтурино сделала снимок: на огромной поляне сохнут или гниют, в зависимости от погоды, кучи срубленных деревьев. Так идет очистка, уверяли местные, - силами работающих за грош з/к местной колонии.)
Или - непонятно, почему новостройки в Ачинске, Боготоле, Минусинске, где получили квартиры переселенцы, не приняты госкомиссией. В результате с людей, не имеющих документов на жилплощадь, лишившихся субсидий и льгот, берут квартплату за недоделанное жилье. Более того - требуют за собственный счет исправлять огрехи строителей!
Словом, воплощение грандиозного инвестпроекта, которым губерния так гордится, тянет на сериал. Не пропустите!
Маргарита БАРАНОВА.
№ 34 (19 - 26 августа) 2009 года
Сегодня | 9 | |
Вчера | 48 | |
За эту неделю | 9 | |
За прошедшую неделю | 354 | |
За этот месяц | 1050 | |
За прошлый месяц | 3355 | |
Всего | 1056490 |